Личная жизнь

Возрастные особенности детей старшего школьного возраста

Возрастные особенности детей старшего школьного возраста

Возрастные особенности детей старшего школьного возраста охватывают подростков с шестнадцати и до восемнадцати лет. Основные моменты возрастного периода — профессиональное определение, завершение полового созревания, формирование новых личностных характеристик.

Особенности физического развития старших подростков

Этап взросления в старшем школьном возрасте характеризуется замедлением процесса роста. В этом возрасте многие юноши и девушки уже соответствуют взрослым параметрам. Физическое развитие протекает в умеренном темпе, без резких скачков и сбоев в организме.

Становится очевидным различие между девушками и юношами. Молодые люди выше девушек приблизительно на 10 см и тяжелее на 6 кг. Пропорции тела также различаются. У юношей туловище короче, а ноги и руки немного длиннее, чем у ровесниц. У девушек меньше плечевой пояс, при этом интенсивно развиваются мышцы таза.

Главная особенность возраста — завершение полового созревания. У подростков старшего возраста заканчивается проявление вторичных половых признаков. Это покрытие волосами лобка и подмышечных впадин. У юношей начинается рост волос на груди, появляется растительность на лице. Окончательно завершается формирование половых органов.

Психологи отмечают, что физическая зрелость подростков не всегда соответствует духовному содержанию. Взросление наступает лишь к 18 годам.

Особенности профессионального определения подростков

Основной ведущей деятельностью подростков старшего школьного возраста является профессиональное определение. Выбор профессии становится для многих подростков сложной задачей.

Старшеклассники ориентируются при выборе на следующие критерии:

1. Семейные ценности. Будущее может навязываться родителями или семейными установками. Например, в семье династия врачей или юристов. Иногда мнение подростка совсем не учитывается, что вызывает конфликты и противоречивые эмоции старшеклассника.

2. Ориентир на выбор профессии показывают учителя.

3. Мнение сверстников имеет сильное влияние на будущие планы. «Иду в вуз за компанию». Безусловно, такой подход не оправдывает себя, многие получают нелюбимую профессию или вовсе бросают вуз.

4. Личные цели и планы. К примеру, подросток всегда мечтал быть военным или художником.

5. Будущая профессия выбирается по способностям. В частности, гуманитарии выбирают специальности историков, психологов, филологов и т. п.

6. Престижность профессии. Многие подростки руководствуются только этим критерием.

Выбор жизненного направления является основной особенностью старшего школьного возраста. Этому периоду присущи мечты о будущем, переживания о предстоящем выборе и дальнейшей жизни.

Особенности личностного развития старшеклассника

Возрастные особенности детей старшего школьного возраста содержат формирование новых убеждений и взглядов. Старшие школьники испытывают потребность разобраться в себе и окружающих. Именно на этот период приходится вырабатывание самостоятельности и нравственных суждений.

Основная психологическая черта возраста — развитие самопознания. Старшие подростки стремятся разобраться в себе, в своих мыслях, чувствах и желаниях. Отсюда проявление интереса к гороскопам, психологическим тестам, тренингам личностного роста.

К важным моментам ранней юности относят формирование собственной идентичности. Она различается у юношей и девушек.

Для юношей приоритетом является профессиональная ориентация, предметные достижения. Они намного меньше озабочены мнением окружающих о них. Молодые люди менее чувствительны к насмешкам, они реже заводят дневники и пишут статусы в социальных сетях.

Для девушек существенны межличностные отношения, вопросы любви и брака. Степень взрослости может оцениваться претендентами на руку и сердце. Девушки более ранимы и чувствительны к критике, склонны к рефлексии и ведению дневников.

Самосознание юношей и девушек отличает стереотипные представления о ролях мужчины и женщины в обществе. Старшеклассники учатся новым социальным ролям, взрослой половой принадлежности.

Отношения дружбы переходят на новый уровень. Дружеские чувства характеризуются доверительностью и длительностью. У старших подростков совершенствуется внутренний мир, обогащается эмоциональная сфера. Ранней юности свойственно идеализировать друзей. Иногда общение с друзьями намного важнее отношений с родителями. Одна из функций дружбы в этом возрасте — поддержание собственной самооценки.

Особенности развития старшеклассников проявляются в эмоциональном развитии. К окончанию школы многие подростки умеют скрывать свои эмоции, они способны к серьезным чувствам и переживаниям. В этот период развивается самоконтроль, уравновешенность, совершенствуются коммуникативные навыки.

Конфликтное поведение старшеклассников может провоцировать зависимость от родителей. Если права старшего школьника строго ограничены, инициатива пресекается, то формируется зависимый или протестный тип поведения. Позиция авторитарной родительской опеки в старшем школьном возрасте вызывает пассивность, потребительское отношение к жизни, отсутствие собственного мнения.

Старший школьный возраст — интересный и противоречивый этап развития человека. Старшеклассники находятся на черте взрослой жизни, готовясь вступить в новый мир.

Источник - womanweek.net